С наступлением зимы неподготовленные автовладельцы сталкиваются с массой неприятностей. И обледенение АКБ (отчасти — электролита в ней) — одна из наиболее распространенных проблем. Разберемся, почему электролитическое вещество замерзает в аккумуляторе и как избежать этой неприятной ситуации.

Как понять, что электролит замерз

Самый яркий и первый признак возникновения проблемы — нет питания в электросети транспортного средства. Простыми словами машина перестает хоть как-то реагировать на поворот ключа зажигания. Если такое случилось с вами, первым делом нужно проверить качество контактам на клеммах (ведь они могут окислиться).

Замерз электролит аккумулятора

Если с контактами все в норме, вторым шагом должна быть диагностика аккумуляторной батареи. Что нужно сделать:

  1. Внимательно осмотреть АКБ.
  2. Если ее корпус имеет вздутия, внутри, скорее всего, есть лед.

Аккумулятор вздулся – замёрз электролит и образовался лёд

Именно вздутие АКБ при минусовой температуре воздуха будет свидетельствовать о том, что внутри устройства замерзла электролитическая жидкость. В целом так же можно почитать что делать, если замерз аккумулятор автомобиля?

Почему замерзает электролит

Причина кроется в таком параметре электролита, как плотность — чем она ниже, тем выше будет температура замерзания вещества. При низкой плотности в веществе будет больше влаги, и она замерзнет.

Важно запомнить следующее:

  1. Если электролитическая жидкость имеет оптимальную плотность (а она равна 1,27 граммам на кубический сантиметр), процесс заледенения начнется исключительно при «сильной» температуре — от минус 60 градусов.
  2. Если показатель упадет до значения 1,20 гр/куб. см., лед начнет образовываться при температуре -26 градусов.
  3. Снижение параметра до 1,1 гр/куб. см. спровоцирует оледенение вещества при минус 6-8 градусах.

Вот почему так важно перед наступлением зимних морозов проводить грамотное техническое обслуживание аккумуляторной батареи. А именно — систематически проверять уровень плотности электролита.

Также важно понимать, что в холодную пору года нагрузка на АКБ увеличивается. А это провоцирует быстрый расход энергии и, как результат, — сложности с запуском двигателя внутреннего сгорания.

Как избавиться от проблемы

Во-первых, электролитическое вещество в АКБ необходимо разморозить. Выполнять процедуру лучше при оптимальной температуре воздуха (идеально — комнатной). Нельзя для ускорения процесса применять любые виды обогревателей, так как это может привести к необратимой деформации корпуса устройства.

Что еще нужно знать о разморозке электролита в АКБ:

  1. Идеально — выполнять процедуру в отапливаемом помещении.
  2. АКБ перед разморозкой необходимо поместить в емкость, подходящую по размеру.
  3. Корпус устройства может иметь мелкие трещины, и после оттаивания из них начнет вытекать вещество.
  4. Если трещины маленькие, необходимо слить жидкость из АКБ, после чего запаять их. Увы, но добиться успеха при такой процедуре удается далеко не всегда.
  5. Важно после просыхания аккумулятора изучить его внутренности, так как лед мог нанести непоправимый вред перегородкам банок. В таком случае батарею придется утилизировать.

Инструкция по зарядке АКБ после разморозки

Заряжать просушенный аккумулятор необходимо малым током. Обязательно! Так, если при стандартной зарядке на АКБ подается 10% от ее полной емкости, то после разморозки батареи на нее нужно давать не более 5% от емкости.

Пример:

  1. Аккумулятор имеет емкость 60Ач.
  2. Заряжать его нужно током в 3А.
  3. Продолжительность зарядки должна составлять порядка 10 часов.

Правильная зарядка АКБ после разморозки

После завершения зарядки нужно определить, в каком состоянии находится электролит. Если он чистый (не мутный), а внутренности батареи не пострадали от льда, устройство можно эксплуатировать далее.

Если же электролит мутный, в нем имеются посторонние примеси и т.п., значит в процессе обледенения вода нанесла непоправимый вред устройству. И эксплуатировать его далее нельзя.

Также, после проверки электролита, нужно определить его плотность. Если показатель имеет отклонения от нормы, его придется довести до этой нормы, а затем — еще раз зарядить.

Последний шаг — проверка АКБ при помощи нагрузочной вилки. Если она покажет клеммное напряжение 10 В и менее, то, скорее всего, пластины из-за влияния низких температур осыпались. Устройство придется утилизировать.