С наступлением зимы неподготовленные автовладельцы сталкиваются с массой неприятностей. И обледенение АКБ (отчасти — электролита в ней) — одна из наиболее распространенных проблем. Разберемся, почему электролитическое вещество замерзает в аккумуляторе и как избежать этой неприятной ситуации.
Как понять, что электролит замерз
Самый яркий и первый признак возникновения проблемы — нет питания в электросети транспортного средства. Простыми словами машина перестает хоть как-то реагировать на поворот ключа зажигания. Если такое случилось с вами, первым делом нужно проверить качество контактам на клеммах (ведь они могут окислиться).
Если с контактами все в норме, вторым шагом должна быть диагностика аккумуляторной батареи. Что нужно сделать:
- Внимательно осмотреть АКБ.
- Если ее корпус имеет вздутия, внутри, скорее всего, есть лед.
Именно вздутие АКБ при минусовой температуре воздуха будет свидетельствовать о том, что внутри устройства замерзла электролитическая жидкость. В целом так же можно почитать что делать, если замерз аккумулятор автомобиля?
Почему замерзает электролит
Причина кроется в таком параметре электролита, как плотность — чем она ниже, тем выше будет температура замерзания вещества. При низкой плотности в веществе будет больше влаги, и она замерзнет.
Важно запомнить следующее:
- Если электролитическая жидкость имеет оптимальную плотность (а она равна 1,27 граммам на кубический сантиметр), процесс заледенения начнется исключительно при «сильной» температуре — от минус 60 градусов.
- Если показатель упадет до значения 1,20 гр/куб. см., лед начнет образовываться при температуре -26 градусов.
- Снижение параметра до 1,1 гр/куб. см. спровоцирует оледенение вещества при минус 6-8 градусах.
Вот почему так важно перед наступлением зимних морозов проводить грамотное техническое обслуживание аккумуляторной батареи. А именно — систематически проверять уровень плотности электролита.
Также важно понимать, что в холодную пору года нагрузка на АКБ увеличивается. А это провоцирует быстрый расход энергии и, как результат, — сложности с запуском двигателя внутреннего сгорания.
Как избавиться от проблемы
Во-первых, электролитическое вещество в АКБ необходимо разморозить. Выполнять процедуру лучше при оптимальной температуре воздуха (идеально — комнатной). Нельзя для ускорения процесса применять любые виды обогревателей, так как это может привести к необратимой деформации корпуса устройства.
Что еще нужно знать о разморозке электролита в АКБ:
- Идеально — выполнять процедуру в отапливаемом помещении.
- АКБ перед разморозкой необходимо поместить в емкость, подходящую по размеру.
- Корпус устройства может иметь мелкие трещины, и после оттаивания из них начнет вытекать вещество.
- Если трещины маленькие, необходимо слить жидкость из АКБ, после чего запаять их. Увы, но добиться успеха при такой процедуре удается далеко не всегда.
- Важно после просыхания аккумулятора изучить его внутренности, так как лед мог нанести непоправимый вред перегородкам банок. В таком случае батарею придется утилизировать.
Инструкция по зарядке АКБ после разморозки
Заряжать просушенный аккумулятор необходимо малым током. Обязательно! Так, если при стандартной зарядке на АКБ подается 10% от ее полной емкости, то после разморозки батареи на нее нужно давать не более 5% от емкости.
Пример:
- Аккумулятор имеет емкость 60Ач.
- Заряжать его нужно током в 3А.
- Продолжительность зарядки должна составлять порядка 10 часов.
После завершения зарядки нужно определить, в каком состоянии находится электролит. Если он чистый (не мутный), а внутренности батареи не пострадали от льда, устройство можно эксплуатировать далее.
Если же электролит мутный, в нем имеются посторонние примеси и т.п., значит в процессе обледенения вода нанесла непоправимый вред устройству. И эксплуатировать его далее нельзя.
Также, после проверки электролита, нужно определить его плотность. Если показатель имеет отклонения от нормы, его придется довести до этой нормы, а затем — еще раз зарядить.
Последний шаг — проверка АКБ при помощи нагрузочной вилки. Если она покажет клеммное напряжение 10 В и менее, то, скорее всего, пластины из-за влияния низких температур осыпались. Устройство придется утилизировать.