Пропуски зажигания на холостом ходу относится к весьма распространенной ситуации, если идет речь о бензиновых ДВС. И такая ситуация весьма серьезная, ведь речь идет об искре, которая критична для работы мотора.
Причин, по которым возникает проблема, очень много. Увы, но устранить их сложно. А особенно, если непонятно, по какой причине возникла проблема. Ниже мы рассмотрим проявления проблемы, причины ее появления, и методы избавления.
Что нужно понимать под «пропуском зажигания»
Чтобы разобраться в вопросе, вначале необходимо понять, как работает ДВС. Во-первых, запомните, что поршни во время движения вниз вращают коленвал. Во-вторых, важно понимать, как работает мотор. Его работу можно разделить на 4 этапа (если речь идет о 4-тактном моторе):
- Поршень опускается, в цилиндр поступает смесь воздуха с топливом, которые направляются из впуска.
- Поршень поднимается, а смесь топлива с воздухом сжимается, ее давление растет.
- Свеча дает искру, которая воспламеняет смесь, а затем происходит взрыв, толкающий поршень вниз.
- Коленчатый вал таким образом начинает вращательные движения.
- Поршень поднимается, через выпуск выдавливается отработанная смесь воздуха с топливом.
- Процесс цикличный — все повторяется с первого пункта.
Важно понимать, что есть не только 4-тактные моторы, но и 2-тактные, но рассматривать их работу нет смысла, так как это весьма старые автомобили.
Что же такое пропуск зажигания? Он возникает при условии, что определенные этапы из вышеописанных либо не происходят, либо выполняются некорректно. Почему так происходит:
- понижение компрессии;
- некорректный момент зажигания;
- протечка смеси;
- некорректное время впуска/выпуска смеси воздуха и топлива;
- чрезмерно бедная/богатая смесь воздуха и топлива.
Мы рассмотрели основы работы цилиндра транспортного средства и некоторые причины/этапы, на которых могут возникнуть пропуски зажигания. Эти знания помогут нам в будущем при решении проблемы.
Теории мало, но и причин возникновения неисправности тоже. Хотя в процессе исследования автомобиля и поиска причин появления пропусков зажигания вы быстро поймете, что диагностировать «болезнь» непросто. Идем далее.
«Симптомы» пропусков воспламенения
Вначале нужно изучить 6 ключевых проявлений пропусков. Вы сможете довольно легко их почувствовать.
1. Неравномерное ускорение
Толчок, исходящий со стороны двигателя разной силы. Обычно возникает в процессе функционирования мотора под нагрузкой — когда водитель ускоряется, а ДВС работает на повышенной передаче и высоких оборотах.
2. Неустойчивость холостых оборотов
Датчики, контролирующие различные параметры двигателя, получают некорректную информацию при пропусках, поэтому состав смеси топлива и воздуха также будет неправильным. И это провоцирует неравномерную работы на холостом ходу. Последние будут плавающими, «скачущими» вверх и вниз. Мотор может полностью остановиться.
3. Ощущение вибрации
При изготовлении на заводе мотор проходит балансировку. Это необходимо, чтобы уменьшить число вибраций, которые он может провоцировать. Если же цилиндр функционирует некорректно, это будет главной причиной появления в салоне авто вибраций, а особенно — в процессе разгона.
4. Активация «Check Engine»
В современных транспортных средствах установлены датчики, которые контролируют определенные показатели мотора. И если какой-то из них сломается или «понимает», что с ДВС не все в порядке, вы увидите информацию об этом на бортовом компьютере авто. Информация на него выводится из ЭБУ (электронного блока управления), который принимает данные со всех датчиков.
Именно ЭБУ определяет, насколько серьезная та или иная проблема. А если поломка будет проявляться многократно, включится «Check Engine», который будет сигнализировать о необходимости проверить авто.
5. Слишком медленное ускорение
При пропусках кислородные датчики получают неверные данные. В результате формируется чрезмерно бедная/богатая смесь топлива с воздухом. И это может стать причиной того, что автомобиль будет слишком медленно ускоряться или вообще переключится в аварийный режим.
В результате это приведет к тому, что мотор не сможет давать обороты выше 3,5 тыс. об/мин. Блок управления в свою очередь выключит систему турбонаддува.
6. Посторонние звуки, исходящие от ДВС
Если вы относитесь к опытным водителям, то наверняка уже привыкли к звуку, исходящего от ДВС. И знаете, что разные моторы выдают разные звуки. К примеру, V8 звучат совершенно иначе по сравнению с 4-цилиндровыми моторами.
И если у вас именно 4-цилиндровый ДВС, который работает с пропусками зажигания, он начнет звучать как 3-цилиндровый.
Причины-поломки
Основные симптомы возникновения проблемы вы уже знаете. Теперь нужно рассмотреть главные причины, по которым возникает эта проблема. Их также 6.
1. Поломка трамблера и катушки зажигания
Если речь идет о старой машине, то поломка трамблера — одна из наиболее частых причин появления проблемы. Так, у определенных машин на каждой свече есть собственная катушка зажигания, а у на остальных установлена одна кашука, которая кабелем соединяется со всеми свечами.
На старых машинах смонтированы прерыватели и катушки зажигания (на определенных моделях). И если они отдельные, необходимо поочередно отсоединять каждую, чтобы понять, на каком конкретно цилиндре появились пропуски зажигания. После этого останется лишь выполнить замену нерабочей катушку на новую.
2. Проблема со свечами
Эта причина вторая по «популярности». Свечи предназначены для поджигания смеси внутри цилиндров. И относятся они к расходникам (имеют свойство изнашиваться с течением времени).
К счастью, свечи довольно дешевые, и для устранения пропусков их нужно просто заменить (разумеется, если причина проблема кроется конкретно в них).
3. Разгерметизация коллектора впуска
Разгерметизация около коллектора впуска — еще одна распространенная причина изучаемой неисправности. Такая проблема встречается преимущественно на авто старого образца, где отсутствуют прокладки коллектора впуска из стали.
Если речь идет именно о старом авто, стоит проверить состояние коллектора впуска. Если же машина новая, рекомендуется изучить ее узлы на предмет признаков протечек около прокладки впускного коллектора. Также нужно проверить на предмет повреждений вакуумные шланги.
4. Падение давления топлива
Обычно возникает при поломке топливного насоса или фильтра, а также регулятора давления.
Если топливо будет работать под недостаточно высоким давлением, это спровоцирует его обеднение в моторе. И это станет причиной пропусков. Поэтому если есть ошибки зажигания на всех цилиндрах, первоначально нужно выполнить проверку именно топливного давления в системе.
5. Неисправность форсунок
Если форсунка работает неправильно, она может спровоцировать пропуски. Увы, но диагностировать эту неисправность непросто, если не проверять работу самой форсунки.
К счастью, вышеописанная проблема не встречается на новых транспортных средствах, поэтому вначале нужно проверить другие узлы и системы.
6. Повреждения ДВС и падение компрессии
Если вы уже провели проверку всего вышеописанного, но не смогли найти причину пропусков воспламенения, вполне возможно, что она кроется в пониженной компрессии или каких-либо механических повреждениях во «внутренностях» мотора. Например, в ремне ГРМ, у которого истекает эксплуатационный срок.
Стоит ли ездить с пропусками зажигания
Важно учитывать, что конкретно происходит со смесью топлива и воздуха при пропусках зажигания — она выходит из мотора несгоревшей. На новых машинах установлены каталитические нейтрализаторы, уменьшающие выброс. В процессе работы они нагреваются до высоких температур (порядка 600 градусов).
И если смесь, которая не сгорела, поступит на такой катализатор, произойдет ее взрыв внутри устройства. Разумеется, такой взрыв может нанести вред нейтрализатору. А покупка нового обойдется в довольно круглую сумму. Но не только в деньгах дело. Ведь из-за пропусков зажигания могут повредиться и другие узлы автомобиля. Например, кислородные датчики.
Поэтому вывод очевиден — ездить на авто с пропусками зажигания 100% не стоит. А особенно, если нужно проехать большое расстояние. Максимум, что можно — доехать до ближайшего сервиса без моторной нагрузки.
Как проводится диагностика авто в случае пропусков зажигания?
Чтобы провести грамотную диагностику авто, нужно проверить абсолютно все из вышеперечисленного. Но нужно понимать, с чего конкретно начать, чтобы не тратить время зря. Поэтому изучите разработанную нами последовательность действий.
1. Считывание ошибок
Для считывания ошибок с электронного блока управления необходимо приобрести (или арендовать) специальный сканер или иметь адаптер типа ELM327 и приложение ScanMaster/Torque.
В процессе считывания все найденные ошибки нужно стереть из памяти устройства (но предварительно их нужно записать или сохранить в отдельное место, ведь они понадобятся для дальнейшей работы).
В качестве примера рассмотрим следующие коды ошибок, которые часто встречаются при пропусках зажигания:
- Р0300. Пропуски носят случайный характер.
- Р0171. Бедная смесь воздуха с топливом.
- P0301-P0304. Пропуски наблюдаются в определенном цилиндре.
В случае, когда мотор функционирует неровно, диагностику стоит начинать с проверки топливовоздушной смеси. А особенно, если были считаны ошибки, говорящие о проблемах со смесью.
Также важно провести общую проверку, начав с утечки воздуха около коллектора впуска, и шлангов. Для диагностики нужно просто распылить около шлангов/впуска аэрозоль по типу «Быстрый старт» на авто с работающим мотором на холостых.
Если после вышеописанного обороту начнут расти, это будет говорить об утечке воздуха. Но если утечек нет, тогда необходимо найти причины возникновения ошибок, связанных со смесью воздуха и топлива. Для этого используется Google.
2. Проверка системы зажигания
Второй этап — изучение работоспособности системы зажигания. Ведь именно ее некорректная работа обычно приводит к пропускам зажигания. Учтите следующее:
- Если машина не новая, и в ней установлен распределитель зажигания, всегда нужно начинать диагностику внутри трамблера. Очень часто обнаруживается его износ. А особенно в тех случаях, когда на холостых оборотах машина работает неровно, а мотор имеет отдельные катушки зажигания.
- Необходимо завести мотор, дать ему немного поработать на холостых, после чего отключать по катушке в последовательном порядке. Важно быть предельно аккуратным, так как на катушке всегда есть высокое напряжение.
- Если после отключения конкретной катушки вы не заметили никакой разницы в работе мотора, значит вы нашли тот цилиндр, в котором есть пропуски.
Вышеописанная инструкция подходит также и для машин с распределенным зажиганием. Нужно лишь последовательно отключать кабели свечей, чтобы определить проблемный цилиндр.
3. Проверка состояния впускного тракта
Для этого нужно дать мотору поработать на холостых и прислушаться к звуку, исходящему от места около прокладки коллектора впуска. При утечке звук будет неестественным, это довольно легко определить.
Также для диагностики можно использовать аэрозоль, который необходимо распылить около прокладки. Если обороту начнут увеличиваться, значит имеет место утечка, и проблему необходимо устранить.
Важно понимать, что утечка воздуха на впускном коллекторе далеко не всегда провоцирует прекращение работы конкретного цилиндра. Но он в таких условиях обязательно будет работать некорректно.
Если утечек нет, нужно перейти к следующему пункту.
4. Проверка уровня компрессии
Допустим, вы определили, что с искрой все в норме, но она неправильно работает на конкретном цилиндре. Для дальнейшей диагностики нужно проверить компрессию. Причем на всех цилиндрах. Для такой проверки необходим компрессометр, который стоит совсем недорого.
Если установлено, что компрессия низкая на цилиндре с пропусками, в него нужно долить масло и построить диагностику. Если компрессия так и осталась низкой, необходимо разбирать мотор.
После его разборки нужно проверить:
- клапаны;
- прокладки клапанов;
- кольца поршней;
- синхронизация распределительного вала.
Чтобы понимать, как правильно замерить компрессию, стоит изучить видео. В интернете их очень много и вы с большой долей вероятности найдете решение для конкретно вашего авто и вашего мотора.
5. Анализ топлива
Если после проделанного выше вы установили, что все в порядке, остался последний пункт — проверка состояния топлива. А конкретнее — подтверждение факта отсутствия впрыска на цилиндре с пропусками.
Начать нужно с отключения коннектора форсунки на конкретном неработающем цилиндре. Затем нужно замерить вольтаж на одной жиле кабеля (машина должна быть заведена)— мультиметр должен показать 12 Вольт. Второй кабель подключен к заземлению электронного блока управления, и проверить его довольно сложно.
Еще несколько рекомендаций:
- Для этой цели подойдет светодиод, подключенный к кабелям. Он покажет, нет ли «земли» в цепи. Но вместо светодиода лучше использовать осциллограф.
- Также стоит замерить давление топлива. Но это рекомендуется делать, если проблема наблюдается одновременно на нескольких цилиндрах.
- Если же на форсунки идет 12 В, а пропуски так и не были устранены, нужно с помощью осциллографа проверить заземление от блока управления мотором.
Если причина проблемы так и не была установлена и ликвидирована, нужно повторить все вышеописанное еще раз. Если и это не помогло, остается лишь один вариант — обращение в сервис.
Подытожим
- Неисправные свечи или катушка зажигания — наиболее частая причина появления пропусков.
- Если наблюдаются утечки на впускном тракте, это «норма» при ошибках, которые свидетельствуют о поломках, касающихся топливовоздушной смеси.
- Если после считывания были обнаружены коды ошибок, связанные с воздушной смесью, начинать диагностику нужно с соответствующего узла.
Вышеописанной информации вполне достаточно для того, чтобы самостоятельно избавиться от пропусков зажигания. Но помните — все работы можно проводить, если у вас есть опыт в этом деле, необходимый инструмент, и понимание того, как работает тот или иной узел автомобиля. В ином случае лучше обратиться в сервис, где специалисты выполнят все необходимые работы максимально быстро и качественно.